Екатеринбургский авиационно-спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ) Екатеринбургский авиационно-спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ)  
Новости
Работа с молодёжью
2
Новости Работа с молодёжью Соревнования
ИТАР-ТАСС УРАЛ
Лётчик - инструктор Чигарев Анатолий
Су-29
Инструктор Виктор Лысенко тренируется пока на котах
На планере....
Новости Екатеринбургского Аэроклуба
История авиации РОСТО (ДОСААФ) Свердловской области


«ВМЕСТО СЕРДЦА – ПЛАМЕННЫЙ МОТОР»

Из истории развития авиационных видов спорта на Среднем Урале
Русской душе свойственна тяга к героическому. Возможно, поэтому ещё в 1917 году в Екатеринбурге возникло Общество друзей авиации. Оно было одно из многих объединений энтузиастов, которые на просторах Российской империи всемерно содействовали развитии отечественной авиации: вело просветительскую деятельность, собирала средства на проектирование и строительство аэропланов, обучение пилотов, закладывала основу сегодняшних науки об авиации и авиационной промышленности. Начатое этим обществом дело продолжили советские осоавиахимовцы.

ОТ МОДЕЛИ К ПЛАНЕРУ, С ПЛАНЕРА НА САМОЛЕТ

После гражданской войны в Свердловске (современном Екатеринбурге) создаются различные авиационные кружки: самолетные, планерные, авиамодельные. Од­ним из первых авиамоделистов в Свердловске стал Евгений Васильевич Вол­ков. Уже в 1923 году, когда в СССР было создано общество друзей Воздушного Флота, в 1924 году в городе проводятся первые соревнования по летающим моделям самолетов.
В 1930 году Е.В. Волков поступает на работу инспектором авиамодельной подготовки в Уральский областной совет ОСОАВИАХИМа, а в 1935 году переходит работать мотористом в Свердловский аэроклуб. Впоследствии, после Великой Отечественной войны, он возвратился в авиамодельный спорт и более чем за 60-летнюю работу инструктором-авиамоделистом вос­питал целую плеяду классных спортсменов.
Прошедший в январе 1930 года II Уральский областной съезд ОСОАВИАХИМа принял решение о создании Свердловской гражданской авиационной школы по подготовке лётчиков и мотористов. В феврале того же года на II Всесоюзном съезде ОСОАВИАХИМа немало внимания было уделено развитию авиации. Поэтому инициатива уральцев нашла поддержку. На создание авиашколы в Свердловске выделили 520 тысяч рублей и самолёты. 1 августа в школе, которую возглавил Георгий Мартемьянович Тюменев, начались занятия. В следующем, 1931 году, в торжественной обстановке прошёл первый выпуск пилотов. Это означало, что Урал приобрёл значение и как кузница кадров для Военно-Воздушных Сил.
30 апреля 1933 года Президиумом Уральского областного совета ОСОАВИАХИМа принято решение об открытии в Уральской области 4-х аэроклубов: Свердловского, Пермского, Нижнетагильского, Надеждинского (Серовского). В 1934 году было решено открыть 9 планерных станций, одну авиамодельную лабораторию, 13 авиамодельных кабинетов и кружков.
В соответствии с решением областного совета в Свердловске (бывшем Екатеринбурге) открывается планерная стан­ция, начальником которой назна­чается А.Ф. Сизов. Полеты про­водились на Митькиной горе (пос. Звездочка), а зимой на городском пруду, а также на Елизаветинской горе (у пос. Елизавет).
Первым начальником Свердловского аэроклуба ОСОАВИАХИМа, начавшего свою работу 23 декабря 1933-го,  стал Афанасий Эмануилович Афанасьев, болгарский коммунист, друг генерального секретаря болгарской компартии Георгия Димитрова. В послевоенные годы Афанасий Эммануилович был министром гражданской авиации Болгарии.
Надо отметить, что к августу 1934 года аэроклубы работали более чем в 100 городах СССР.
Об энтузиазме осоавиахимовцев наглядно свидетельствует следующий факт. В ночь с 17 на 18 августа 1934 года 30 рабочих Серовского металлургического завода во главе  с мастером Булычёвым провели субботник, средства от которого были перечислены на строительство аэроклуба и аэродрома. Более того, на собрании трудового коллектива было принято решение на эти же цели перечислить половину дневного заработка.
В 1934 году в трех аэроклубах, работавших на территории Свердловской области, обучалось без отрыва от производства 435 человек.
В 1935 году в областной газете «Колхозный путь» публикуется статья о патриотическом почине колхозников Манчажского района Свердловской области, которые начали собирать средства нам покупку самолёта для Свердловского аэроклуба. Благодаря информационной поддержке и личному участию журналистов, удалось собрать средства на приобретение трёх самолётов: «Манчажский колхозник», «Ирбитский колхозник», «Колхоз имени Куйбышева».
Президиум областного совета ОСОАВИАХИМа объявил благодарность коллективу газеты, а заместителя редактора газеты Н. Новогрудского и сотрудницу Н. Язову наградил ценным подарком.
И это только один из примеров поддержки уральцами своих аэроклубов. А известный на весь мир завод «Уралмаш» с самого начала своей работы взял шефство над Свердловским аэроклубом. Тысячи его рабочих прошли обучение в кружках ОСОАВИАХИМа, сотни – в аэроклубе. Многие из них стали военными лётчиками. Учился прыжкам с парашютом и инженер Николай Иванович Кузнецов – в годы Великой Отечественной войны ставший легендарным разведчиком, Героем Советского Союза.
Только один Свердловский аэроклуб за довоенный период своей работы подготовил около 1500 пилотов, 50 механиков, 25 авиамотористов, 47 стрелков-механиков.
В то тревожное, но полное энтузиазма время поэт А. Жаров писал:
Сегодня
Вниманье, любовь и заботы,
И силы, и песни свои
Включаем
В стрекочущий
Хор самолётов,
Готовых
Рвануться в бои.

ВСЕМ СОСТАВОМ - НА ФРОНТ


Война была близка. В ее начале Свердловский аэроклуб преобразуют в 27-ю авиационную школу Уральского военного округа, а позже в 36-й запасной авиационный полк. В декабре 1941 г. формируется и отправляется под Москву 734-й полк, укомплектованный в ос­новном из летного и технического состава Свердловского аэро­клуба. Командиром полка назначается Герой Советского Союза майор Летучий. Че­рез некоторое время вместо майора Летучего командиром пол­ка назначают бывшего командира звена Свердловского аэро­клуба Стяжкова А.В.. Полк под их руководством прошел с боя­ми от Москвы через Воронеж, Сталинград, Донбасс, Курск, Мол­давию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и закончил войну в Австрии. За боевые операции ему присвоено звание гвардейского и он стал 97-м гвардейским авиационным пол­ком, а за Ясско-Кишиневскую операцию переименован в Измаильский и награжден орденом Суворова.
Почти всем летно-технический составом и техникой убыл на фронт и Нижнетагильский аэроклуб. Сначала он перебазировался в Свердловск на аэродром «Арамиль». Здесь собственными силами в полевых условиях учебные самолеты У-2 были переоборудованы в боевые легкие бомбардиров­щики. Летный состав прошел переподготовку по бомбометанию в ночных условиях. Затем из числа летно-инструкторского состава курсантов был сформирован 698-й легкобомбардировоч­ный авиационный полк. Эта часть свой боевой путь начала в декабре 1941 года на аэродроме «Дягилеве» г. Рязани. Затем были аэродромы Тулы, Калуги, Мосальска. В 1942 году полк был расформирован. Летно-технический состав отправлен в тыл на переучива­ние на новые типы самолетов ИЛ-2. После переучивания летно-технический состав направлялся на пополне­ние других авиационных частей.
В начале 1943 года в Нижний Тагил передислоцируется Калужский аэроклуб, продолживший эстафету подготовки авиационных кадров на Урале. В мае того же года из Калужского аэроклуба и планерного звена Нижнетагильского аэроклуба со­здаются два отряда: планерный и па­рашютный, которые затем преобра­зуются в парашютно-планерный клуб. Перед клубом ставилась задача еже­годно готовить 50 планеристов на гру­зовых планерах и 400 парашютистов для воздушно-десантных войск.
Парашютисты готовились методом проведения 10-дневных сборов и вы­полнением 5 прыжков  с парашютом. За первое место и успешное выпол­нение государственного плана среди парашютно-планерных клубов страны приказом народного комиссара обо­роны СССР в 1943 году клуб был на­гражден переходящим Красным Знаменем, которое удерживал до 1946 года. Также был поощ­рен и личный состав клуба.

ЧЕРЕЗ РЕОРГАНИЗАЦИИ К НОВЫМ ВЫСОТАМ

Закончилась война, в организациях ОСОАВИАХИМа подводились итоги рабо­ты за 1945 г. Интерес представляет внеочередное засе­дание президиума областного совета ОСОАВИАХИМ, на котором обсуждался один вопрос «О выполнении со­циалистических обязательств за 1945 г. Нижнетагиль­ским парашютно-планерным клубом». В принятом по­становлении отмечалось, что «парашютно-планерный клуб с честью выполнил свои социалистические обяза­тельства и обеспечил досрочное выполнение годовых заданий по подготовке бойцов-парашютистов на 209%, по подготовке техников-укладчиков парашютов – на 186%, по подготовке пилотов-планеристов и буксиров­щиков - на 165%. Парашютно-планерный клуб закре­пил за собой первое место по Советскому Союзу и переходящее Красное знамя Центрального совета ОСОАВИАХИМ СССР, присужденное ему в 1944 г.». Прези­диум принял решение представить к награде началь­ника клуба тов. Поколодного, его помощника С. А. Со­кольникова, а также инструкторов-летчиков и техников Н. Ф. Кузнецова, В. В. Федорова, Ф. И. Колоколова, И. А. Дмитриева, И. П. Михайлова, Н. А. Агафонова (зав. военным отделом ГК ВКП(б), Ф. И. Тихонова, В. К. Бойцова, С. В. Петрова (инструктор ГК ВКП(б).
В 1946 году аэроклуб возвращается  в Калугу, а в Нижнем Тагиле остаются работать планерная станция и авиамодельная секция.
В сентябре 1950 года возобновляет свою деятельность Свердловский аэроклуб.
Только за период с 1951-1977 годы в нем были подготовлены 418 летчиков, 448 планеристов-спортсменов. Таков результат труда его начальников: полковника Петра Семеновича Осеева, летающего комиссара в полку трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба; Героя Советского Союза Спартака Иосифовича Маковского; Александра Ивановича Макеева; Георгия Константиновича Циомы; Николая Ивановича Суслова, Александра Гершовича Фурмана.
В 1962 году в Нижнем Тагиле на базе планерной станции создали авиационно-спортивный клуб, начальником которого назначается военный летчик майор запаса В.П. Каретников. Благодаря его организа­торским способностям в короткое время с помощью местных властей был зано­во сформирован деловой и работоспособный коллек­тив. Клуб получает новое помещение и авиационную технику. Активизируется учебная и спортивная ра­бота.
В 1962 году клубу выда­но контрольное задание на подготовку планеристов-спортсменов – 20 человек, судей по авиационным ви­дам спорта – 5 человек, авиамоделистов 3 разряда – 25 человек, судей по авиамодельному спорту –10 человек.
Приказом № 25 от 6 февраля 1962 года областной комитет ДОСААФ закрепляет за клубом планерный кружок первичной организации ДОСААФ металлургического комбината г. Серова.
В 1966 году в клубе появляются первые мастера спорта СССР: по планерному – Ольга На­умовна Карпушкина, по парашютному – Виктор Тихонович Дулов.
За период с 1962 по 1971 годы в Нижнетагильском аэроклубе было подготовлено 13 мастеров спорта СССР, 7 кандида­тов в мастера спорта, 170 спортсменов 1-го разряда, около 4000 – 2-го и 3 разрядов. В клубе ежегодно занималось свыше 300 юношей и девушек, совершалось около 5000 прыжков с пара­шютом и около 800 часов налета на самолетах.
В 1963 году в связи с сокращением Вооруженных Сил на 1 млн. 200 тыс. человек была проведена реорганизация авиационных организаций  ДОСААФ. Аэроклубы перевели в разряд авиаспортклубов с резким сокращением штатов. Так из Свердловска переводится в Ижевск вертолетный отряд, а самолетный отряд сокращается до звена. В 1966 году сокращается планерное звено и планера передаются в Нижнетагильский АСК.
Но несмотря ни на какие перемены авиационные организации ДОСААФ активно занимаются спортивной работой. Только лишь одними спортсменами-парашютистами Свердловского АСК с 1955 по 1990 год было установлено 180 мировых рекордов. В 1968 году абсолютным победителем спартакиады народов СССР становится воспитанник Свердловского авиаспортклуба С.А. Киселев. Впоследствии его включают в сборную СССР.  С.А. Киселев – первый в стране парашютист, освоивший выполнение фигур в свободном падении, первый оператор, проводивший киносъемки в свободном падении. Долгое время он занимался парашютной подготовкой космонавтов. Почетный мастер спорта, двукратный чемпион мира, полковник в отставке С.А. Киселев в настоящее время ответственный секретарь Федерации авиационных видов спорта России. Несмотря на свой преклонный возраст, он продолжает прыгать с парашютом.
Спортсмены-парашютисты Свердловского АСК своими достижениями принесли заслуженную славу не только своему клубу, но и всей областной организации РОСТО. В клубе подготовлено три заслуженных мастера спорта СССР, три чемпиона мира, в том числе и абсолютный чемпион мира Ткаченко Евгений Васильевич. Уже более 40 лет воспитанники клуба включаются в сборную СССР, а сейчас и России. За 75 лет в стенах клуба по программе «Парашютист начальной подготовки» прошли обучение свыше 20 000 человек, 15 000 из них получили третий спортивный разряд.
А когда в 1961 г. началась космическая эра, то одной из первой женщин в Центр подготовки космонавтов приглашается воспитанница клуба, возглавлявшая в то время женскую сборную команду СССР, 5-кратная рекордсменка мира, чемпионка Евро­пы, выпускница стройфака УПИ Соловьева Ирина Баяновна, готовившаяся как и  Валентина Терешкова к самостоятельному полету в космос. Се­годня Ирина Бояновна - пол­ковник запаса, кандидат психологических наук. Отметившая 6 сентября 2007 г. свое семидесятилетие, она по-прежнему в строю, продолжая работать пре­подавателем в Центре подго­товки космонавтов.
31 июля 2008 г. произошло еще одно радостное для уральцев событие: на Чемпионате мира по парашютному спорту среди юниоров воспитанница Екатеринбургского АСК Арина Прокопьева стала абсолютной чемпионкой мира, в  том же году парашютист Дмитрий Ярушников установил мировой рекорд в категории на точность приземления.
Свою лепту в спортивную славу АСК Среднего Урала внесли и летчики. Отчет их спортивных побед идет с  1957 г., когда бронзовым призером первен­ства СССР становится Трофимов Н.А.
В 1959 году чемпионом СССР становится мастер спорта Н.А. Васильева. В1967 – 1979 годах чемпионами Уральской зоны РСФСР становятся мастера спорта СССР В.П. Якимов и А.Г. Фурман. В 1987 – 1989 годах призерами первенства РСФСР становятся мастера спорта СССР И. Баранов, Х.Х. Гиниатуллин. В 2000 году чемпионкой России становится О. Чернякова.  Все они воспитанники Свердловского (ныне Екатеринбургского) авиационно-спортивного клуба. В 2000 году чемпионкой России становится О. Чернякова. В 2001 г. бронзовым призером Первенства России становится кандидат в мастера спорта А. Чигарев. Всего с 1959 по 2001 год в клубе выращено 18 мастеров самолетного спорта.
Призерами Чемпионатов России в 2002 – 2008 гг. становятся пилоты О. Суслов и Г. Беленикин. 
В 2008 г. команда Свердловского АСК заняла первое место в ЧемпионатеПриволжско-Уральского региона (этапа чемпионата России) по высшему пилотажу на спортивных самолетах. Член команды Олег Суслов включен в сборную России. Этот летчик на Чемпионате России 2008 г. в г. Серпухове стал бронзовым призером за обязательный комплекс упражнений. Команда по высшему пилотажу Нижнетагильского АСК заняла на Чемпионате УрФО третье место.
Екатеринбургский АСК стал одним из инициаторов проведения Чемпионата России по парашютному спорту на точность приземления «Европа-Азия-Атриум» и  розыгрыша кубка имени В.Д. Гмызина. 11 раз это состязание проводилось непосредственно на границе Азии и Европы. Последние два года – на аэродроме АСК «Логиново». 
У истоков чемпионата, проходящего на границе Европы и Азии, стоял замечательный, увлеченный человек, спортсмен с большой буквы Владимир Дмитриевич Гмызин. Будучи главой администрации Кировского района Екатеринбурга, он много внимания уделял сохранению и развитию детско-юношеского спорта, воспитания гражданских качеств подрастающего поколения. При участии Владимира Дмитриевича на Урале сложилась одна из сильнейших в России школ парашютистов. А ныне парашютистов Среднего Урала тренирует его жена, Тамара Андреевна, мастер спорта по классическому парашютизму, призер чемпионатов СССР и Вооруженных Сил, подготовившая в стенах Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ, а затем РОСТО с 1978 по 1990 годы для ВДВ более тысячи парашютистов. Она же самый активный организатор чемпионата.
Примечательно, что областной государственной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2007-2009 годы по инициативе областной организации РОСТО (ДОСААФ) предусмотрено выполнение учебно-тренировочных прыжков с парашютом допризывной молодёжи Свердловской области. Екатеринбургский и Нижнетагильский АСК с этой задачей справляются. Ежегодно 150 воспитанников военно-патриотических клубов совершают по три прыжка за счет бюджета области.
В 1965 г. в Екатеринбургский авиационно-спортивный клуб пришел Коровин Владимир Федорович. Благодаря ему, авиамоделисты клуба добиваются значительных успехов, среди них появляются мастера спорта, воспитанники Коровина входят в состав сборной России.
Вспоминая былое, отдадим должное тем, чьим самоотверженным трудом АСК ДОСААФ на Среднем Урале пережили все реорганизации и катаклизмы последних десятилетий.

 

Игорь Лындин

   
  Copyright 2009 © aviasport-343.ru
  НОУ “ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ АВИАЦИОННО - СПОРТИВНЫЙ КЛУБ РОСТО (ДОСААФ)
  линия
  Адрес: 620014, г. Екатеринбург, Ул. Малышева 31Д / Воеводина 6, тел (343) 371-36-40, факс 359-85-93
  Сайт: www.aviasport-343.ru;     Email: aviasport-ekb@mail.ru
 
Webmaster: cessna@mail.ru
   
ШОС - 2009 Открытие комплекса Спортивно-оздоровительные сборы с профильной авиационной подготовкой